Первые школы!
31.05.2023
Первые школы Екатеринбурга
#300летиеЕкатеринбурга
История образования в Екатеринбурге тесно связана с деятельностью горнозаводских школ. Первая из них начала действовать еще при Уктусском заводе. Школы играли важное значение в системе горнозаводской инфраструктуры. Их основное назначение заключалось в подготовке кадров для системы делопроизводства и управления.
Горные начальники, В. Н. Татищев и В. И. Геннин, осознавая значимость воспитания грамотных специалистов для будущей системы горнозаводского управления приложили немалые усилия для создания на Урале системы школьного образования.
Школы входили в структуру горнозаводского ведомства и действовали, опираясь на такие документы, как Наказ заводскому комиссару 1723 года, инструкцию для учителей 1729 года и другие.
Заводские школы делились на несколько ступеней и типов.
В начальной, словесной, постигали азы грамотности, осваивая чтение и письмо.
В арифметической, основной школе, занимались дети уже умеющие читать и писать. Здесь изучались уже более сложные дисциплины: арифметика, геометрия, тригонометрия.
Кроме того, в Екатеринбурге функционировала латинская школа, где учились, в основном, выходцы из духовного сословия – для них важным было освоение латинского языка на уровне чтения и перевода.
Существовала и немецкая школа, где обучались дети иностранных специалистов, а также те из русских школьников, кто имел склонность к освоению языков. Принимались в школы, в основном, дети мастеровых, реже представители духовенства, крестьянства.
В школах высших ступеней учились и дети дворян.
Отдельного внимания заслуживает школа знаменования, где ребята учились рисованию: в Государственном архиве сохранились рисунки, выполненные учениками на таких уроках.
Имеющие способность к пению могли развить свои таланты в небольшой школе (по сути дела, особом классе) пения.
В описи строений Екатеринбурга 1734 года зафиксированы сведения о здании учебного заведения: «Школа, рубленная из бревен, в одном основании две светлицы, меж ними сени. В сенях и в светлицах и наверху шесть чуланов, забранных тесом». Строение было достаточно солидным: его длина составляла 32,6 м, ширина 10,7 м, высота до кровли – 4,3 м. В здании было 18 слюдяных обитых жестью окон, построено две кирпичные печи с выводными трубами.
Историки сообщают, что к 1737 года Екатеринбургская школа превратилась в крупный образовательный центр, включивший в свой состав все типы школ.
Важнейшими являлись вопросы педагогического состава. Первоначально горнозаводская администрация пытались использовать в процессе преподавания местных дьячков. Но данный опыт оказался неудачным. Хорошо показала себя практика привлечения к преподаванию в школе выпускников военно-учебных заведений, направленных на уральскую службу.
Одним из первых учителем стал Петр Рыбников, воспитанник Артиллерийской школы. Он начал вести занятия еще в школе на Уктусе, а весной 1724 года школа вместе с ним переместилась в Екатеринбург.
В целом, к преподаванию в разное время привлекались и прекрасно образованные выпускники Морской академии - М. Кутузов, В. Горчаков, Н. Каркадинов. Тем не менее, учителей не хватало. Временами на этой должности оказывались раскольники или даже ссыльные.
Занимали педагогические должности в школах и иностранцы. Среди них особо выделяется имя Андрея Миссета, обучившего арифметике и немецкому языку не одно поколение екатеринбургских школьников.
Сложно обойти и тот факт, что преподавателем в Екатеринбурге был знаменитый Кириак Кондратович, преподававший латынь в 1730-х – начале 1740-х годов.
Жизнь учеников, особенно взятых в школу с других заводов, была нелегкой. Жили они, если у них не было родственников в Екатеринбурге, у чужих людей. За их успехами строго следили: с 1725 года каждый месяц в Сибирский обер-бергамт подавалась ведомость об успеваемости всех школьников. За прогулы, леность ученики наказывались розгами, а их родителей – денежными штрафами.
Не удивительно, что документы архива зафиксировали довольно частые случаи побегов школьников.
Тем не менее, очень скоро ученики екатеринбургских школ стали привлекаться к канцелярским работам. Они нужны были в счетных конторах, в заводских цехах, и вообще в любой вспомогательной деятельности, где необходимо было вести письменный учет различной деятельности. Направлялись на такие работы в основном учащиеся арифметических школ. Наиболее толковых школьников использовали в качестве помощников геодезистов, обучая их приёмам и методам картографирования непосредственно на практике.
Исследователи отмечают, что во второй половине 30-х годов XVIII века, благодаря расширению сети школ и увеличению в них числа учащихся, удалось полностью обеспечивать заводы собственными кадрами делопроизводителей. Часть из них направлялась на работы в учреждения других территорий, например на сибирские заводы или даже в Берг-коллегию, центральный орган управления горнозаводской промышленностью России, где появлялись вакантные должности делопроизводителей. Некоторые из них, пройдя дополнительное обучение, становились механиками, инженерами, руководителями.
#управлениепрхивамисвердловскойобласти
#ГАСО
#горнозаводскиешколы
#ПетрРыбников
#школыЕкатеринбурга
#Татищев#деГеннин
#300летиеЕкатеринбурга
Дата создания: 31.05.2023 16:48:27
Дата изменения: 31.05.2023 16:48:27
Официально
Информация для населения
- Образование
- Культура
- Здравоохранение
- Социальная политика
- Физическая культура и спорт
- Соцопросы
- Скажи НЕТ! зарплате в конверте
- Противодействие коррупции
- Общественное обсуждение мероприятий и программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения на территории Свердловской области
- Правила охраны электрических сетей
- Бесплатная юридическая помощь
- Видеоролики Роскомнадзора
- Общественное обсуждение
- Рассылки сайта
- Призывная кампания
- Портал обратной связи с потребителями электроэнергии
- Карта доступности объектов интернет–портала «Жить вместе»
- Актуальная информация с реквизитами, необходимыми для заполнения платежных документов, в целях перечисления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Администрации городского округа Сухой Лог